Главная » Статьи » Мои статьи

Публичное представление Мучкиной Надежды Михайловны

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов

МБОУ «Молочницкая ООШ»

Мучкиной Надежды Михайловны

 

          Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, которые ставят перед начальным образованием новые цели. В учебном процессе работаю по программе «Школа России», которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям. 

       Тема инновационного педагогического опыта: «Обогащение словарного запаса на уроках развития речи младших школьников».
Актуальность и перспективность опыта      

Сейчас   мы наблюдаем, что уровень общения детей сводится    к социальным   сетям, где   для   выражения   своих     мыслей, чувств и переживаний достаточно знаков и символов. Но обучающиеся при окончании основного и среднего звена школы сдают ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку. С помощью этого экзамена проверяются не только орфографические и пунктуационные знания, но и речевое развитие учащихся. Поэтому подготовку к этому важному этапу в жизни каждого выпускника нужно начинать уже с первого класса. 

         Связная устная речь имеет огромное значение так же, как и письменная речь. Поэтому основная задача по развитию связной речи состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Условия формирования опыта

        Сегодня нашему обществу нужны специалисты, способные самостоятельно совершенствовать свою личность и деятельность, способные адекватно вести себя в различных социальных ситуациях, готовые к быстрому обновлению знаний, освоению новых сфер деятельности, умеющих рассуждать и отстаивать свою точку зрения, владеть устным и письменным общением. Важная задача на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Развитая устная и письменная речь ученика  -  показатель его умственного развития. Именно поэтому свои уроки развития речи, обучения грамоте и письму стараюсь строить так, чтобы мои ученики стремились развивать свою устную разговорную речь и правильно, полно, грамотно излагать свои мысли на бумаге. С этой целью регулярно на уроках провожу словарную работу в виде игры, соревнования, состязания под рубрикой «Подбери словечко», «Угадай слово» с использованием синонимов, антонимов, омонимов, крылатых выражений, устаревших слов. Учащиеся моего класса являются активными читателями нашей школьной библиотеки. Пользуясь различными источниками художественной литературы, они успешно готовят сообщения, презентации, проекты. С удовольствием и с гордостью делятся друг с другом впечатлениями о прочитанных книгах. Один из часов внеурочной деятельности под названием «Юный книголюб» позволяет моему классному коллективу как можно чаще устраивать книжные выставки, коллективные чтения любимых произведений, конкурсы на лучшего чтеца стихов великих русских поэтов, инсценировки басен И.А. Крылова, произведений Л.Н. Толстого.

       На уроках обучения грамоте и письму провожу такие  виды работ, как комментированное письмо, предупредительные диктанты, свободные диктанты, творческие работы, используя практически на каждом уроке работу в паре, в группах.

       Успехи моих учеников, их радости и победы вдохновляют меня на плодотворный, творческий путь.

Теоретическая база опыта

Теоретическая база в начальной школе имеет большое значение в успешном осуществлении учебно-воспитательного процесса. В своей работе стараюсь использовать различные методы и приемы преподавания. Большое внимание уделяю дидактическим играм, позволяющим активизировать познавательные интересы учащихся на различных этапах урока и добиваться лучшего усвоения материала, качества образования. Немаловажное значение в моей работе отводится здоровьесберегающим технологиям. Это, прежде всего, физкультурные минутки на уроках, экскурсии, коллективные походы на лыжах, на санках в зимнее время года.

         Постоянно пополняю новинками школьной литературы и методическими пособиями свою педагогическую копилку, пользуюсь электронными образовательными ресурсами.

Технология опыта

          За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую различные технологии.
         Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре.   Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

         Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.

       Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.
        Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни  - делать презентацию  и ее защищать.
         При запоминании сложного термина или «трудного» слова широко использую мнемонические технологии. Мнемоника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

        В своей педагогической деятельности сочетаю традиционную классно-урочную систему с модульной технологией. Применение данной технологии помогает мне развивать в учащихся умения планировать работу, организовывать ее и претворять в жизнь. 

        В преподавании использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре.

       Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии,  которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.

       Применение современных образовательных технологий в процессе обучения помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.    

Анализ результативности опыта

      Об эффективности работы по формированию коммуникативной компетентности можно судить по тому, что дети перестали испытывать тревожность в учебной деятельности, уменьшилось количество детей с низкой мотивацией, так же увеличилось количество учащихся с адекватной самооценкой. Обучающиеся овладевают нормами речевого этикета, учатся писать письма, находить нужную информацию, осознанно работать со словарной статьей, пользоваться различными словарями.

Мои учащиеся активно участвуют во всех внешкольных мероприятиях. Ежегодно участвуют в конкурсах «Кенгуру»,  «Русский медвежонок», «Человек и природа» и  других интеллектуальных играх.

Своим опытом работы делюсь со своими коллегами, даю открытые уроки.

Трудоемкость опыта

      Начиная с первого класса, дети осваивают этику общения в различных жизненных ситуациях и учатся применять свои знания на практике, анализируя высказывания одноклассников, отстаивая свою точку зрения в споре. Но если в первом классе их высказывания ограничиваются лишь односложными ответами и простыми предложениями, то во втором и третьем классах их объем значительно возрастает за счёт применения предложений сложных структур и постоянного увеличения словарного запаса. Для этого они обращаются к различным источникам информации: словарям, справочникам, энциклопедиям, а также к интернету, что является необходимым условием развития речевых умений и применения их на практике.

       Первое знакомство с особенностями устной речи происходит в период обучения грамоте. В первом классе на уроках русского языка ученики знакомятся с «Азбукой вежливости», в которой рассматривается несколько формул речевого этикета, их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.   Дальнейшая работа по развитию речи происходит на уроках русского языка. На этих уроках учащиеся знакомятся с построением текста, выделяют в тексте смысловые части, оформляют записи следующей части текста с помощью нового абзаца, знакомятся с текстом-описанием и текстом-повествованием, определяют тему и основную мысль  в тексте, составляют план текста, знакомятся с изложением как жанром письменной речи, использованием плана для написания сочинения и для устного рассказа,  учатся сравнительному анализу разных текстов.                                                                                 

          Главная задача развития речи связана с формированием умений устного и письменного высказывания в рамках тех жанров, которые определены программой.
         Существуют и другие условия создания коммуникативных ситуаций, а именно, организация работы с разными источниками информации: словаря­ми и справочниками.
         Для решения орфографических и орфоэпических задач предусмот­рены учебные словари: толковый, словарь устойчивых выражений, орфографический, орфоэпический, этимологический.

         На протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе ставится за­дача  -  привлечь внимание детей к лексической стороне и к лексическим оттенкам слова, обогатить словарный состав речевой деятельности обучающихся, познакомить детей со словами - синонимами и словами - антонимами, явлением многозначности,   дать   понятие    «новых»   и   «устаревших»   слов.   В          этом помогут словари русского языка.

Адресность опыта

      Мой опыт по проблемам обучения, развития, воспитания детей опубликован на сайтах:

http://molochnicaooh.ucoz.ru/load/otkrytyj_urok_po_mordovskomu_jazyku_v_4_om_klasse_provedennyj_v_mbou_molochnickaja_oosh_po_teme_kudon_tefne_domashnie_dela/1-1-0-18

http://molochnicaooh.ucoz.ru/load/kudon_teftne/1-1-0-25

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98685739

 

 

 

 

 

Директор школы: __________________/Г.В. Бабина/

Категория: Мои статьи | Добавил: Waselisa (09.12.2014)
Просмотров: 557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0