Главная » Статьи » Мои статьи

Использование ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности учащихся.

                        

МБОУ «Молочницкая  основная общеобразовательная  школа»

                     Зубово –Полянского  района  Республики  Мордовия

 

 

 

Доклад                                               РМО

 

Тема: Использование ИКТ на уроках физики

и во внеурочной деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

учитель физики    МБОУ               «  Молочницкая ООШ»

Букина Нина Григорьевна

 

 

 

 

2014

 

  •  

 

  •  

Компьютеры – экстраординарный ресурс для учителя, они являются важнейшим и мощным инструментом. Компьютеры предлагают объемы информации, которые превосходят наше воображение. Почти все учащиеся обожают компьютеры.

Значительная часть повседневной работы и учебы человека происходит через компьютер. Если мы не учим учеников использовать заслуживающие доверия компьютерные ресурсы, то, значит, мы не готовим их ни к реальной жизни, ни к «непрерывному образованию», ни к переходу на следующий уровень образования.

Одной из профессиональных задач  учителя физики, является задача использования современных научно-обоснованных приемов, методов и средств обучения физике, в том числе электронных средств обучения, информационных и компьютерных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Использование методов ИКТ на уроках физики.

Не секрет, что дети легко учатся тому, что им интересно. Так вот необходимо создать обучающую среду, состоящую из отдельных компонентов, обеспечивающую в целом обучающий эффект.

Образовательные информационные технологии помогают создать систему обучения физике, которая не только обобщит, конкретизирует, систематизирует знания по физике, но и повысит мотивацию учащихся к изучению этой дисциплины.

Наиболее значимые цели применения образовательных информационных технологий состоят в повышении мотивации учащихся, в автоматизации учебного процесса, развитии творческой мысли учащихся.

Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:

1. Развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: развитие мышления, эстетическое воспитание, формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.

3. Интенсификация образовательного процесса во всех уровнях системы непрерывного образования:

 повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ;

 углубление межпредметных связей за счет использования ИКТ;

 реализация идей открытого образования на основе   использования сетевых технологий

Ресурсы: наличие кабинета, оборудованного компьютером, проектором, доступ в Интернет.

Ожидаемый результат.

для участников учебного процесса:

Преподавателю - возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей; разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ; использование интеллектуальных форм труда;

учащимся - доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков;

родителям- возможность участвовать в процессе обучения начиная от контроля уровня успеваемости, заканчивая участием в совместных проектах.

Основное содержание

1. Применение компьютера на уроках в качестве универсального технического средства обучения.

Традиционные аудиовизуальные средства обучения могут быть с успехом заменены компьютером, экраном и мультимедийным проектором. Современное программное обеспечение позволяет продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала -  рисунки, схемы, таблицы, тексты, а также видеозаписи, анимации, физические модели. Учитель сам может скомплектовать из объектов электронного ресурса презентацию, которая будет демонстрироваться по ходу урока. В зависимости от типа урока информационное содержание слайдов будет меняться.

Например, на уроке изучения нового материала целесообразно продемонстрировать видеозапись опыта (в том случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени, мелкие детали эксперимента не улавливаются учениками и в том случае, если опыт невозможен), затем продемонстрировать анимацию или компьютерную модель процесса(позволяет рассмотреть особенности явления, неоднократно повторять процесс, усложнять его). На этапе закрепления новых знаний можно провести игру (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме - следует ответ учащегося - возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией). В конце урока динамично можно повторить основные этапы урока, демонстрируя отдельные информационные слайды.

Подобные  уроки позволяют отказаться учителю от привычных инструментов в работе мела и доски, сделать урок ярче, поддержать интерес учащихся к предмету.

Промежуточные результаты сегодня - это:

  • Использование компьютера, проектора и интерактивной доски.
  • Подготовка презентации к урокам.
  • Тестирование учащихся.

2. Использование компьютерных моделей на уроках физики.

Компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.

Можно выделить следующие виды заданий для учащихся к компьютерным моделям:

  • компьютерные эксперименты;
  • экспериментальные задачи (то есть задачи, для решения которых необходимо продумать и поставить соответствующий компьютерный эксперимент);
  • исследовательские задания (задание, в ходе выполнения которого ученикам необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые бы позволили подтвердить или опровергнуть определённые закономерности.);

4. Цифровые образовательные ресурсы

Готовые программные продукты позволяют существенно сократить время на подготовку к уроку. Они содержат хорошего качества наглядно-иллюстративный материал к учебникам, справочную информацию, дополнительный материал, расширяющий кругозор учащихся или более углубленный материал.

Можно использовать программные продукты, которые содержат интерактивные практические работы, действующие модели, таблицы, рисунки, графики. Они позволяют наглядно объяснить явления, процессы, а также продемонстрировать опыты.

На уроках используются электронно-образовательные ресурсы «Физика, 7-11 классы» Физикон, «Электронные уроки и тесты «Физика в школе», «Виртуальные лабораторные работы по физике» и другие. Ресурсы программ используются на этапе подготовки и проведения уроков физики, а также для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Мультимедийные комплексы содержат электронные учебники, видеофрагменты, интерактивные модели, лабораторные работы, упражнения, задачи и тесты, позволяют включать их содержание в любой этап урока: в объяснение нового материала, в этапы актуализации знаний, в постановку исследования, в этап самостоятельной работы с последующей проверкой.

Интерактивные лабораторные работы позволяют в полном объеме выполнить практическую часть учебной программы, особенно в тех случаях, когда опыт нельзя провести по объективным причинам в лабораторных условиях.

5. Использование Интернет - ресурсов

Большие возможности дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий.

  • Интернет - учебная, справочная информация
  • Интернет -  материалы ЕГЭ
  • Интернет - олимпиады, конкурсы

Для организации первоначального знакомства учащихся с ресурсами Интернета учитель может предложить список разных электронных адресов с составленной специально для учащихся краткой аннотацией.

Такой список может находиться на специальном стенде в кабинете. Полезно и самих учащихся постепенно подключить к работе по составлению небольших аннотаций, тематически соответствующих изучаемому на уроках материалу.

Интернет-ресурсы:

«Информационно-образовательный портал РБ» http://www.oprb.ru/ ,«Физика в анимациях» (http://physics.nad.ru/) ,фестиваль «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/) ,официальный информационный портал ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru/) ,ФИПИ (http://www.fipi.ru/) , «Открытый колледж. Физика» (http://college.ru/physics/) , ,«Физика Ru» (http://www.fizika.ru/) ,Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru/) ,Астрофизический портал (http://www.afportal.ru/) ,«Единая коллекция образовательных ресурсов «(http://school-collection.edu.ru/). Материалы сайтов используются при подготовке к урокам, для контроля, для подготовки учащихся к олимпиадам и ЕГЭ, дистанционного обучения,  для исследовательской работы

Промежуточные результаты сегодня:

  • Использование ресурсов при подготовке к уроку.
  • Поиск информации по разделам курса.
  • Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам.

Мотивация к изучению физики у учащихся повышается и при подготовке домашних проектов. Используя различные цифровые среды, редакторы и ресурсы, приложения MS Office,  ребята готовят сообщения, доклады, дополнения к материалу урока. Учитель ставит пред учениками конкретную задачу, а технологию выполнения этого задания ученики выбирают сами, учитель же оцениваю конечный результат. Важно чтобы используемый материал (схемы, диаграммы, текстовая информация, анимации, видео, иллюстративный графический материал) был логически выдержан и нес конкретную необходимую информацию.

Промежуточные результаты сегодня: участие в конкурсах, исследовательских проектах

2. Применение ИКТ во внеурочной деятельности учащихся

 

Использование сетевых технологий

Развитие компьютерной техники и средств связи обусловило появление распространение вычислительных сетей. Школы и вузы имеют компьютерные классы и лаборатории, в которых ПК объединены в локальную сеть, допускающую вход в Интернет.

Совокупность ПК после их объединения в сеть приобретает качественно иные свойства, расширяя возможности пользователя. Использование общих информационных и аппаратных ресурсов позволяет изменить работу учителя и учащихся, применяемую методику. Учитель, сидя за головным компьютером, может обратиться по сети к другому ПК, за которым работает учащийся, скачать с него файлы, либо использовать его аппаратные ресурсы (накопитель, Web-камера, сканер, принтер и т.д.)

Интернет-технология – автоматизированный  способ хранения, передачи и получения требуемой информации, существующей в режиме постоянного обновления, с помощью глобальной телекоммуникационной сети. Всемирная Паутина позволяет получать доступ к различным каталогам, базам данных, пользоваться электронной доской объявлений, проводить компьютерные конференции, общаться в реальном масштабе времени, то есть читать информацию по мере ее ввода другим пользователем. Это делает возможным дистанционное образование, предполагающее доступ обучаемых к информационным ресурсам по Интернет, использование электронной почты для рассылки учебных текстов и контрольных работ.

Полноценное информационное обеспечение учебного процесса предусматривает создание единого информационно-образовательного пространства.

В настоящее время взаимодействие учащихся и работников нашей школы осуществляется с помощью ВОС «Дневник.ру».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Негативные последствия воздействия средств ИКТ для обучающегося

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня  уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для учащихся

На вопрос нужно дать ответ «да» или «нет»:

  1. Мне нравится предмет «физика»
  2. На уроке я лучше воспринимаю материал, если

А) провожу наблюдения и опыты,

Б) слежу за проведением эксперимента учителем,

В) смотрю презентацию,

Г) нахожу материал самостоятельно в учебнике, справочнике, интернете.

 

  1.  

 А)  пользуюсь только учебником,

Б) использую дополнительную литературу,

В) беру материал из интернета.

 

4. Наибольший интерес у меня вызывает

А) самостоятельная подготовка презентаций к уроку,

Б) выполнение экспериментальных заданий,

В) решение задач по физике,

Г) участие во внеклассных мероприятиях по предмету,

Д) участие в интернет-конкурсах и олимпиадах.

 

5. Наибольшее затруднение у меня вызывает

А) подготовка материала к уроку,

Б) решение задач,

В) выполнение экспериментальных заданий,

Г) подготовка выступлений с презентациями.

 

 

 

Библиографический список

  1. Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю.,  Гомулина Н.Н.  «Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии». Газета «Физика» N20, 1999г.
  2. Гулд X., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике: В 2-х частях Часть первая.-- М.: Мир, 1990 г.
  3. Извозчиков В.А., Ревунов А.Д. Электронно-вычислительная техника на уроке физики в средней школе. -- М. Просвещение, 1988.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт –http://www.ict.edu.ru/
Категория: Мои статьи | Добавил: Waselisa (17.11.2014)
Просмотров: 2157 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ppu-pro_kl  
0
Наша группа квалифицированных специалистов предоставлена предложить вам актуальные системы утепления, которые не только подарят устойчивую покров от холода, но и подарят вашему дому изысканный вид.
Мы практикуем с последовательными компонентами, обеспечивая долгий термин работы и блестящие решения. Теплоизоляция фасада – это не только сбережение на огреве, но и забота о экологической обстановке. Экономичные инновации, какие мы производим, способствуют не только вашему, но и сохранению экосистемы.
Самое основное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Прайс утепление фасада</a> у нас стартует всего от 1250 рублей за м²! Это доступное решение, которое метаморфозирует ваш помещение в реальный душевный местечко с небольшими затратами.
Наши примеры – это не всего лишь теплоизоляция, это составление площади, в котором любой член отражает ваш свой модель. Мы берем во внимание все все ваши пожелания, чтобы осуществить ваш дом еще еще больше приятным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>официальном сайте</a>
Не откладывайте дела о своем доме на потом! Обращайтесь к мастерам, и мы сделаем ваш жилище не только более теплым, но и изысканнее. Заинтересовались? Подробнее о наших сервисах вы можете узнать на портале. Добро пожаловать в мир спокойствия и высоких стандартов.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0